Строительный бизнес по-прежнему остается преимущественно локальным. Компаний, решившихся выйти в другие регионы, единицы. Однако в ближайшие годы в стране может сформироваться несколько мощных структур, нацеленных на работу по всей стране.
Активному выходу в регионы мешает простая арифметика. В ряде регионов работа и строительные материалы стоят дороже, доступность инженерных коммуникаций ниже, что практически уравновешивается относительной доступностью земли и ее более дешевой по сравнению со столицей и Петербургом стоимостью, но при этом покупательная способность — ниже. "Опираясь на эти простые факты, девелоперы делают выводы об экспансии в регионы, исходя из своей модели бизнеса. Те, кто работают на большой марже с метра, могут реализовывать точечные проекты; модель бизнеса, предполагающая маленькую маржу при крупных объемах, вряд ли найдет нужное число потребителей. Для того чтобы активно идти в регионы, нужен их активный экономический рост, и не теоретический, а выраженный в самых понятных показателях — в росте доходов населения, в приросте численности населения, в увеличении числа рабочих мест", — говорит Анастасия Козлова, директор дирекции девелопмента "Главстрой СПб".
Открытие удаленного офиса — это большие накладные расходы, сложности с банковским финансированием, повышенные затраты на рекламу, временные затраты руководителей на командировки.
Генеральный директор ООО "Строительное управление" Николай Русаков добавляет: "Несмотря на то, что в стране законы, регулирующие деятельность строительных компаний, одни и действовать должны везде в равной степени, каждый регион имеет свою специфику и собственные правила, которые у многих застройщиков зачастую расходятся с их представлением о нормальной работе, ведь каждый привык работать по своей схеме. Фактически происходит то же, что и с западными компаниями, которые приходят на российский рынок, но при этом не знают ни его специфики, ни законов".
Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St.Petersburg, отмечает, что девелопер во многом полностью зависит от госорганов, поэтому девелоперские компании наиболее комфортно себя чувствуют в своем регионе, где есть налаженные связи, понимание процессов, определенный административный ресурс, то есть существует возможность пополнять земельный банк и вести проекты. "Выход в любой другой регион может сталкиваться с административными барьерами, причем как естественными, так и создаваемыми искусственно в пользу локальных игроков рынка", — рассуждает господин Пашков.
Из материала Олега Привалова в приложении "Строитель" (ИД «Коммерсантъ»), №145 (4685), 09.08.2011