У крупного российского импортера оборудования и материалов для наружной рекламы прошла выездная налоговая проверка. В результате, налоговая инспекция отказала импортеру в вычетах по НДС, который был уже уплачен им в составе таможенных платежей. Более того, компанию обвинили в совершении налогового правонарушения, обозначив степень её вины - более одного миллиона долларов недоимки, штрафов и пени – импортер обязан уплатить в бюджет страны.
Как такое могло произойти? Дело в том, что Налоговым кодексом установлены условия (п. 1 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ), при которых налогоплательщик имеет право воспользоваться налоговым вычетом. Однако, кодекс не содержит четкого перечня документов, которые налогоплательщик должен предоставлять для подтверждения права на применение налогового вычета по НДС при импорте товара. Этот пробел налогового законодательства налоговые инспекторы используют для лучшей «собираемости» налогов, определяя на свое усмотрение перечень необходимых документов. Лукавость ситуации заключалась именно в этом. Но в этот раз порочная практика налоговой инспекции дала сбой – от Группы компаний «СБП» налоговики получили достойный отпор.
В суде инспекторы ФНС яростно отстаивали свою точку зрения - компания неправомерно применила налоговый вычет по НДС и должна в бюджет страны более одно миллиона долларов. Налоговая инспекция утверждала, что у компании отсутствуют «необходимые» документы, а именно:
а) не представлены отдельные платежные поручения на оплату налога с выделением отдельно суммы НДС,
б) компания не запросила и не предоставила от таможенного органа отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей,
в) не представлены в налоговый орган акты о приемке товаров по форме ТОРГ-1 подтверждающие фактическое получение товара и его оприходование.
Специалисты Группы юридических и аудиторских компаний «СОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕС ПРОЕКТАМ» - опровергли доводы налоговой инспекции.
«В соответствии с Налоговым кодексом (п. 1 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ) для применения вычетов по НДС импортеру следовало документально подтвердить всего две вещи: уплату НДС в бюджет в составе таможенных платежей и фактическое получение и оприходование товара», – рассказывает Кира Гин-Барисявичене, управляющий партнер Группы компаний «СБП». - По нашему ходатайству суд истребовал отчет у таможенного органа, который подтвердил уплату НДС в бюджет в составе таможенных платежей. Кроме того, налоговики были не правы, когда требовали, чтобы у компании ОБЯЗАТЕЛЬНО был в наличии отчет таможенного органа о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Доводы инспекторов ФНС о предоставлении отдельного платежного поручения на оплату налога с выделением отдельно суммы НДС – также не имели никакой законной силы.
В своей доказательной базе мы опровергали доводы налогового органа об обязательном наличии у импортера акта о приемке товара по форме ТОРГ-1, а также о том, что этот акт является единственным документом, подтверждающим фактическое получение и оприходование товара.
Мы подтвердили фактическое получение и оприходование товара другим способом. В таких ситуациях нами применяется безупречная формула юридического доказательства. Это наше фирменное ноу-хау, которое позволяет «СБП» выигрывать подобные дела.
В итоге, Десятый арбитражный апелляционный суд признал решение налоговиков о виновности импортера в совершении налогового правонарушения – ошибочным. Суд также полностью освободил нашего клиента от уплаты в бюджет страны более 1 млн. долларов в виде недоимки, пени и штрафа. Решение суда вступило в законную силу, а налоговики ищут новые способы и другие компании, чтобы пополнить бюджет страны.»