Когда перед сотрудником - менеджером проекта, руководителем отдела, руководителем компании, в общем, ответственным лицом, встает задача обеспечить свою компанию веб-проектом, чаще всего, он или она (не будучи программистом или хотя бы системным администратором) оказывается в крайне затруднительном положении. Изучение технической информации глубоко погружает в мир программистской терминологии, знакомит с массой ранее не знакомых слов и понятий, на основании которых удается сделать вывод, что все очень не просто. А после - тендер, выбор самого убедительно рассказывающего подрядчика, который, собственно, и определяет, на чем будет реализован сайт компании.
Чтобы не оставлять этот крайне важный для бизнеса вопрос на волю случая и подрядчика, попробую объяснить, как самостоятельно понять, что же стоит предпочесть в качестве основополагающей составляющей сайта - попросту - на чем делать сайт.
Все зависит от возможностей будущего владельца веб-проекта и количества ресурсов, которые он готов вложить в него. Когда я говорю о возможностях, я имею ввиду не только деньги и время, но и непосредственно интеллектуальные возможности, знания в области программирования, умение общаться с людьми, ставить задачи и контролировать их выполнение. Процесс создания сайта, несмотря на то, что он разложен по полочкам, продолжает оставаться таинством. Это как с кулинарным рецептом - ингредиенты и техника приготовления одинаковы, а у разных хозяек получаются совершенно разные блюда. Почему? Масса неуловимых тонкостей и ньюансов. Совсем как с сайтом. Тут важны и умение передавать свои мысли разработчикам, и возможность слышать, что говорят Вам. Не помешает общее понимание процесса. Хотя, казалось бы: проводим тендер, платим деньги и ждем результата…какие еще могут быть варианты?..
А варианты есть. Можно писать все с нуля под свой проект, а можно взять готовое решение, которое, в свою очередь, может быть платным или бесплатным. Есть еще совсем экстремальный вариант - сделать сайт и вовсе без cms, но подобного уровня проекты рассматриваться в этой статье не будут, так как сайт без системы управления сейчас не имеет шансов на хоть сколько-нибудь успешное существование.
Помимо платности/бесплатности, о которых принято рассуждать чаще всего, (я расскажу об этом ниже), у cms есть такие основополагающие вещи, как «коробочность» решения или его уникальность. Речь идет о том, купить ли готовый сайт (иногда с дизайном в придачу) и просто наполнить его контентом или разработать cms под свой сайт с учетом всех его особенностей. В обоих вариантах есть как достоинства, так и недостатки. С одной стороны, приобрести готовую cms удобно - не надо мучиться с разработкой. С другой - придется заплатить за всякие разные функции, которые вашему сайту не нужны. А вот нужных, специфических, как раз, скорее всего, не окажется. И заказ доработки под уникальные требования сайта влетит «в копеечку».
Потому что основной принцип готового решения - универсальность. Создавая «коробочный» продукт, разработчики наделяют его самыми распространенными опциями, стоимость которых, естественно, включается в стоимость продукта и разносится на объем заказов. В итоге получается, что типовое решение стоит вполне вменяемых денег. Тогда как затраты на индивидуальные доработки ложатся на единственного заказчика, что получается крайне накладно. Если говорить о том, что функциональность «коробочного» решения вполне устраивает заказчика, то у этого предложения появляется существенный плюс: такое решение существенно экономит единственный невосполнимый, и от того самый ценный ресурс - время. Для получения полностью готового к использованию сайта достаточно нескольких дней или недель (в зависимости от сложности проекта).
Тогда как выбирая длинный путь - разработку с нуля, нужно быть готовым потратить пару-тройку, а иногда и 5-6 месяцев на создание ресурса. Кроме того, нужно учесть собственное время и/или время ответственного сотрудника, который будет общаться с разработчиком и принимать оперативные решения. Как показывает практика, времени на это потребуется не мало - каким бы совершенным ни было техническое задание, в процессе реализации постоянно возникают новые вопросы, требующие участия компании-заказчика. И для того, чтобы не затягивать процесс, заказчику нужно обладать хотя бы базовым пониманием того, как происходит сайтостроение и полным пониманием, что в итоге он хочет получить. При соблюдении этих пунктов, на выходе получается четко настроенный под нужды конкретного заказчика сайт.
Подводя итог можно сказать, что: готовое решение экономит время и силы, но не является уникальным. Продает заказчику наряду с нужными функциями еще и ненужные, но за вполне вменяемые деньги, благодаря масштабу продаж. Оно подходит компаниям с типовым бизнесом без уникальных запросов к функциональности сайта, не располагающим временем и ресурсами для индивидуальной разработки. В свою очередь, разработка cms под конкретный сайт будет более чем оправданной, если веб-проект намечается нестандартный, у компании есть финансовые возможности, несколько месяцев и специалист, который хочет и может курировать проект.
На сегодняшний день бОльшая доля приобретений приходится на готовое решение, которое, в свою очередь, может быть платным или бесплатным. У платного решения, как правило, есть общепризнанные плюсы - в первую очередь, это организованная техподдержка. Для человека, который не разбирается в программировании, возможность получить квалифицированную помощь, не вникая в технические вопросы самому, крайне важна. Во вторую очередь плюсом платных разработок принято считать безопасность. Вот тут хотелось бы возразить: то, что платные cms тратят средства на устранение уязвимостей - факт, только разработчики бесплатных cms тоже зарабатывают деньги, и получают они их за доработку/поддержку изначально бесплатного продукта. И им выгодно, чтобы пользователей у cms было как можно больше. Поэтому они ничуть не меньше разработчиков платных систем заинтересованы в потребительских качествах своей сms. И точно также вкладываются в ее улучшение и безопасность. Так что вопрос с безопасностью сильно неоднозначный. Скорее, все зависит от каждой конкретной компании - разработчика. То, что является главным плюсом cms, приобретаемой за деньги, одновременно является главным минусом бесплатной системы управления контентом. Ее обладателю, когда понадобится какая-либо информация для работы с системой, придется самостоятельно решать свои проблемы - чаще всего с помощью поиска ответов на тематических форумах. Но для этого, как минимум, нужно уметь грамотно формулировать проблему, знать терминологию и быть готовым долго и упорно копаться в системе, пробуя полученные от энтузиастов советы на практике. Теперь к плюсам. Главный плюс бесплатной cms - ее бесплатность, имеет оборотную сторону. Такие системы бесплатны только если вам ничего не нужно сверх того, что cms может предложить. Любые доработки и изменения, не заложенные в функционал системы управления изначально, будут стоить денег, причем, таких, которые нередко, окупили бы приобретение платной cms. Это же относится и к решению любых возникающих с cms вопросов. Не обладая знаниями в области программирования, для решения текущих задач придется обращаться к специалистам, которые не работают бескорыстно. Резюмируя выше написанное, вывод напрашивается сам собой: без знаний в области программирования и/или сильного желания в нем разобраться, дешевле и практичнее приобрести платную cms. Это существенно сэкономит время, силы и средства. В общем и целом, если речь идет о том, какую cms предпочесть, главное - правильно оценить свои возможности и определится с тем, какой именно результат нужно получить.