Несмотря на то, что Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ
"О персональных данных" давно вступил в силу и его основные положения действуют, компании — операторы персональных данных ждут приближающейся даты — 1 июля 2011 г. Согласно п. 3 ст. 25 Закона, информационные системы персональных данных, созданные до 1 января 2011 г., к этому моменту должны быть приведены в соответствие
с его требованиями.
Существующие документы, содержащие требования по защите персональных данных очень неоднозначны и вызывают много споров, ставящих под сомнение возможность их исполнения в принципе. Однако сложности в выполнении закона не являются основанием для его неисполнения.
Кто проверяет
В настоящий момент основные риски для операторов персональных данных связаны с проверками
их деятельности со стороны регуляторов: Федеральная служба безопасности (ФСБ России), Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). В соответствии с 152-ФЗ Контрольные и надзорные полномочия в сфере защиты персональных данных были возложены на них.
Каждое из этих ведомств выполняет свою задачу. Так, ФСБ России курирует вопросы безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах, в том числе защиту информации с использованием средств шифрования (криптографии).
Компетенции ФСТЭК России — защита информации с применением технических средств, в том числе подтверждение отсутствия в средствах защиты недекларируемых возможностей. Технические средства защиты персональных данных необходимо сертифицировать.
Методики, разработанные ФСТЭК, должны быть положены в основу так называемой Модели угроз для каждой информационной системы, обрабатывающей персональные данные (такой документ предстоит разработать каждому оператору). На выполнении этих аспектов, скорее всего, и будет сфокусировано внимание сотрудников ФСТЭК, привлекаемых для проверок.
Роскомнадзор является основным регулятором в области защиты прав физических лиц,
чьи персональные данные обрабатываются. Сотрудники этого ведомства имеют право:
— проверять сведения в уведомлении, поданном оператором;
— привлекать для проверки другие госорганы (ФСБ, ФСТЭК);
— принимать меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований закона;
— обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов и представлять их интересы в суде. А также направлять заявления в орган, осуществляющий лицензирование деятельности оператора, для рассмотрения вопроса о принятии мер по приостановлению действия его лицензии;
— направлять материалы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в связи с нарушением прав субъектов персональных данных;
— привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении закона.
Очевидно, список получается весьма внушительным, а, значит, у Роскомнадзора есть достаточно возможностей воздействовать практически на любую организацию. На практике регулирует данную сферу деятельности именно Роскомнадзор, а ФСБ и ФСТЭК пока занимают выжидательную позицию
(до 1 июля 2011 г.), и привлекаются лишь для контроля за реализованными мерами защиты данных в качестве сторонних экспертов.
Кого проверяет Роскомнадзор
Если сравнить деятельность Роскомнадзора в 2009 и в 2010 гг., то очевидно, что активизация работы в отношении защиты прав субъектов персональных данных началась. По данным самого ведомства, в настоящий момент реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, включает 185 000 операторов персональных данных. В реестре можно найти промышленные предприятия, банки, страховые компании, торговые и консалтинговые предприятия, юридические и туристические фирмы, учреждения здравоохранения, образования и т. д.
Реестр ведется на основании уведомлений, которые присылают сами организации-операторы. Случаи, когда уведомлять ведомство нет необходимости, прописаны в п. 2 ч. 2 ст. 22 № 152-ФЗ. Сюда относятся: обработка данных сотрудников, данных, полученныхв связи с заключением договора, общедоступных персональных данных либо данных, включающихтолько фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных либо необходимых в целях однократного пропуска на территорию.
Потенциальными кандидатами на проверку являются все компании, а не только внесенные в реестр. Ведь закон не снимает с работодателя обязанности обеспечивать сохранность данных своих сотрудников, разрабатывать соответствующее положение о работе с персональными данными независимо от количества служащих или вида деятельности.
Вместе с тем, учитывая немногочисленность проверяющих по сравнению с числом организаций, риски претензий контролеров из Роскомнадзора можно считать незначительными. Кроме того, контролеры надзора, как правило, не стремятся применять максимально жесткую ответственность к нарушителям.
В большинстве случаев по результатам проверки выдавались предписания об устранении нарушений. Только в нескольких случаях суды назначили штрафы по ст. 19.7 КоАП РФ на общую сумму в несколько сотен тысяч рублей за непредставление уведомлений, а по ст. 13.11 КоАП РФ за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных граждан было наложено
и того меньше штрафов на общую сумму в несколько десятков тысяч рублей.
По данным Роскомнадзора чаще всего на нарушениях работы с персональными данными попадаются жилищно-коммунальные предприятия, банки, операторы мобильной связи и СМИ.
Что касается соотношения плановых и внеплановых мероприятий, то в 60% случаев проверка является плановой. С вступлением в силу Федерального закона от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» в части оснований для проведения внеплановых проверок количество последних снизилось вдвое
(по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года).
Кто несет ответственность
Ответственность за выполнение закона несет первое лицо организации. В то же время перекладывание ответственности на должностных лиц или подразделения возможно обычным внутренним приказом. Если провести доработку существующих инструкций и регламентов, то переложить основную меру ответственности на конкретного человека не составит труда. В таком случае должностному лицу достаточно в форме докладных записок уведомить руководство о масштабе работы и необходимых для ее выполнения ресурсах. Бывали случаи, когда руководитель отдела информационной безопасности инициировал десятки докладных записок на имя генерального директора с целью минимизировать ответственность.
Например, отправка корреспонденции с явными нарушениями 152-ФЗ. Эта проблема свойственна крупным предприятиям, которые отправляют много корреспонденции, например счетов на оплату. Явные нарушения видно невооруженным глазом. Так, например, большинство предприятий ЖКХ отправляют счета на оплату услуг в незапечатанном виде с широким перечнем персональных данных, которые совершенно не нужны для проведения оплаты. В настоящий момент на рынке появились услуги по аутсорсингу изготовления счетов с учетом требований 152-ФЗ. Такие услуги оказывает, например, компания АККОРД ПОСТ.
Защита персональных данных превратилась в полноценную индустрию. Сформировался целый рынок продуктов и услуг. Дело осталось за объединением всего этого многообразия в решение, которое можно применить для каждой конкретной организации.