27.07.2018  В Госдуму внесены законопроекты о государственном социальном заказе

   Распоряжением Правительства от 25 июля 2018 года №1535-р в Госдуму внесены законопроекты о государственном социальном заказе. Цель законопроектов – повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, сообщается на сайте Кабмина.
   Предусматривается возможность участия потребителя услуг в выборе исполнителя услуги. Тем самым при оказании услуг в социальной сфере будет реализовываться принцип «деньги следуют за потребителем». При этом использование конкурентных способов отбора исполнителей услуг законопроектом не вменяется в обязанность.
   Законопроектом создаётся правовое поле, в рамках которого может проводиться такой отбор. Законопроект направлен на создание равных условий для государственных и негосударственных организаций, участвующих в оказании госуслуг в социальной сфере, что будет способствовать устранению сложившегося неравенства в сфере финансирования такой деятельности. Реализация законопроектов позволит впервые сформировать и сделать публичными данные об общем объёме социальных госуслуг, оказание которых государство гарантирует в соответствующем финансовом году. Это нужно как гражданам – потребителям таких услуг, так и негосударственному сектору в социальной сфере.
   Проекты федеральных законов «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (далее – законопроект 1) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере”» (далее – законопроект 2) внесены Минфином России.
   Цель законопроектов – повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
   Для достижения этой цели необходимо дать возможность негосударственным организациям оказывать государственные и муниципальные услуги в социальной сфере. Это позволит, с одной стороны, обеспечить доступность госуслуг там, где государственные (муниципальные) учреждения отсутствуют, а с другой стороны, создать мотивацию для государственных (муниципальных) учреждений к повышению качества оказываемых ими услуг, росту производительности труда, общему улучшению организации и повышению эффективности деятельности.
   В настоящее время рыночно ориентированные, конкурентные способы оказания за счёт бюджетных средств государственных услуг негосударственными организациями применяются во многих странах. Есть такой опыт и в России – в системе обязательного медицинского страхования, в высшем образовании на федеральном уровне, в высшем образовании и социальном обслуживании граждан в ряде субъектов Федерации и муниципальных образований. При этом активно развивается негосударственный некоммерческий сектор. Имеется большой потенциал для вовлечения этого сектора в сферу оказания госуслуг в социальной сфере. Негосударственные некоммерческие организации способны аккумулировать и ресурсы гражданского общества, и предоставленные из бюджета финансовые средства, обеспечивая доступность и качество оказания государственных услуг.
   Вместе с тем существующие в настоящий момент инструменты привлечения негосударственных организаций к оказанию государственных услуг имеют существенные недостатки и не обеспечивают единства правоприменительной практики на всей территории России.
   В рамках действующего правового регулирования государственные задания государственным учреждениям распределяются в основном административным методом «от достигнутого», без должного учёта объёма и качества услуг. Органы исполнительной власти и сами государственные учреждения ориентированы на сохранение сложившейся бюджетной сети, не заинтересованы в повышении производительности труда и качества услуг, «борьбе за потребителя».
   Поэтому существующие правовые механизмы в этой сфере необходимо существенно дополнить и улучшить.
   Законопроектом 1 предусматривается возможность участия потребителя услуг в выборе исполнителя услуги. Тем самым будет обеспечено оказание государственных услуг в социальной сфере на основе принципа «деньги следуют за потребителем».
   Законопроект направлен на создание равных условий для государственных и негосударственных организаций, участвующих в оказании госуслуг в социальной сфере, устраняя сложившееся неравенство в сфере финансирования такой деятельности.
   Законопроект учитывает сложившиеся практики привлечения негосударственных организаций к оказанию госуслуг в социальной сфере, предусматривает применение инструментов, позволяющих с учётом местных условий использовать рыночно ориентированные, конкурентные способы определения исполнителя госуслуги в социальной сфере.
   Законопроект является рамочным. Законопроект не вменяет в обязанность публично-правовому образованию использовать конкурентные способы отбора исполнителей услуг, а лишь создаёт правовое поле, в рамках которого будет проводиться такой отбор, если публично-правовое образование примет соответствующее решение. Если публично-правовое образование оценивает сложившуюся систему оказания госуслуг как достаточную и эффективную, то оно может оставаться в рамках существующих инструментов организации и финансирования госуслуг, то есть, например, использовать исключительно государственное или муниципальное задание и подведомственную сеть учреждений.
   Проведение конкурсов только для негосударственных организаций, как это делается в настоящий момент, ограничивает их участие в оказании государственных услуг. Одновременно это снижает стимул для государственных учреждений бороться за потребителей и повышать качество оказываемых услуг.
   Для исполнения государственного социального заказа наряду с применяемым механизмом госзадания подведомственным учреждениям законопроектом предусмотрена возможность конкурса, в том числе с участием негосударственных организаций. Законопроектом также предусмотрена возможность использования сертификата, дающего гражданам право самостоятельно выбрать организацию, которая будет оказывать им ту или иную услугу за бюджетные средства.
   Проведение совместных конкурсов между негосударственными организациями и государственными учреждениями, большинство из которых объективно заинтересованы в прозрачном распределении бюджетных средств, будет способствовать повышению качества и доступности госуслуг в социальной сфере.
   Сертификаты на оказание госуслуг в сфере дополнительного образования детей позволят негосударственным организациям, работающим в этой сфере (кружки, секции и т.п.), отказаться от взимания с родителей платы за подготовку ребёнка, расширят выбор и заинтересованность родителей при поиске организаций для дополнительного развития ребёнка.
   Законопроектом предусмотрена возможность заключения соглашений по результатам конкурса на срок, соответствующий сроку оказания государственной услуги. Это позволит собственникам реализовывать вложения в объекты социальной инфраструктуры и вести деятельность с использованием этих объектов.
   Реализация законопроекта позволит впервые сформировать и сделать публичными данные об общем объёме социальных госуслуг, оказание которых государство гарантирует в соответствующем финансовом году. Это нужно как гражданам – потребителям таких услуг, так и негосударственному сектору в социальной сфере – в части прогнозируемости и долгосрочности его взаимоотношений с государством.
   ***
   Законопроектом 2 предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, регламентирующих оказание государственных и муниципальных услуг в социальной сфере. Эти изменения необходимы в контексте реализации норм законопроекта 1 и определяют случаи, в которых оказание госуслуг возможно только путём установления государственного задания и при которых другие способы отбора исполнителей услуг исключаются.
   Так, соответствующие уточнения предлагается внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
   Также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ) предлагается предусмотреть, что отбор организаций, занимающихся образовательной деятельностью по реализации образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, в целях исполнения государственного социального заказа будет проводиться в порядке, установленном статьёй 100 Федерального закона №273-ФЗ, регламентирующей порядок распределения контрольных цифр приёма. Таким образом, в рамках государственного социального заказа на услуги в сфере образования, в том числе в сфере культуры и искусства, будет формироваться исключительно госзадание в соответствии с контрольными цифрами приёма. При этом предусматривается право органов государственной и муниципальной власти принять решение о распределении контрольных цифр в области искусств только между государственными и муниципальными учреждениями.
   Вносимыми в Федеральный закон от 4 декабря 2007 года №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» изменениями предусмотрено, что спортивная подготовка в России может осуществляться на основании государственного (муниципального) социального заказа. При этом исполнение государственного социального заказа по спортивной подготовке, утверждаемого Министерством спорта России, осуществляется путём установления исключительно государственного задания.
   Ввиду общественной значимости и высокой доли образовательных услуг в общем объёме госуслуг в социальной сфере предусмотрено отложенное действие нормы в части оказания госуслуг по реализации образовательных программ общего образования путём предоставления сертификата на получение таких услуг. Предполагается, что эта норма будет действовать с 1 января 2022 года.
   Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 19 июля 2018 года.
   ИА "Альянс Медиа"